Разглашение коммерческой тайны
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" вышел 12 лет назад, до этого вопросы отнесения информации к коммерческой тайне регулировались статьей 139 ГК РФ. Но, только в последние 5 лет наметилась тенденция к ежегодному росту увольнений сотрудников за разглашение охраняемой этим законом коммерческой тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). За разглашение коммерческой тайны работник также может быть привлечен и к административной, гражданско-правовой или даже уголовной ответственности.
Что представляет собой коммерческая тайна с точки зрения закона? Информация составляет коммерческую тайну в том случае, если эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К этой информации не должно быть свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Так, согласно статье 10 ФЗ «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Также прямо различными законами установлено, что должна сохраняться банковская, врачебная тайна, тайна переговоров операторами связи и т. д.
В Законе также указано основное свойство коммерческой тайны: именно конфиденциальность этой информации дает возможность обладателю коммерческой тайны получить при равных возможностях экономическую выгоду. Содержание коммерческой тайны — это экономическая, в том числе финансовая, научно-техническая (в том числе «ноу-хау») и производственная информация.
В соответствии с пунктом 2 статьи 139 ГК РФ лица, получившие информацию, являющуюся коммерческой тайной, незаконными методами, обязаны возместить причиненные убытки. В частности, такая же обязанность возлагается на работников, разглашающих коммерческую тайну вопреки заключенному трудовому договору любым третьим лицам. Но, при условии, что в трудовом договоре, помимо условий о неразглашении коммерческой тайны, были указаны и сведения, которые эту тайну составляют. Работодатель должен определить и зафиксировать в локальном нормативном акте (ЛНА) состав, объем и характер информации, которую он относит к коммерческой тайне, и определить порядок её защиты.
Остановимся подробнее на содержании ЛНА о неразглашении коммерческой тайны. Этот документ должен содержать следующую информацию:
- перечень информации, относящейся к коммерческой тайне;
- регламент доступа к носителям информации;
- круг лиц, имеющих права доступа к информации;
- регламент нанесения на документы, составляющие коммерческую тайну, надписи «конфиденциальная информация» (при этом необходимо указывать обладателя информации, его местонахождение и наименование).
Далее, руководитель должен приказом по организации ввести режим коммерческой тайны. Только так работодатель может застраховать себя от судебного решения в пользу работника, уволенного и за разглашение. Из вышесказанного следует, что если в организации не принято локальных нормативных актов, регламентирующих работу с конфиденциальной информацией, сотрудники с ними не ознакомлены, не обеспечена сохранность таких сведений, то рассчитывать на Закон при увольнении сотрудника, разгласившего коммерческую тайну, не приходится.
Ст. 5 ФЗ N 98 выделяет основные виды информации, которая не может составлять коммерческую тайну:
- сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда (в том числе об охране труда),
- показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости,
- о наличии свободных рабочих мест,
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы,
- о нарушениях законодательства РФ,
- о загрязнении окружающей среды,
- о состоянии противопожарной безопасности,
- о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке,
- о безопасности пищевых продуктов.
Как видно, режим коммерческой тайны не может быть установлен таким образом, чтобы нарушались конституционные права и свободы не только работников организации, но и иных граждан.
Другие статьи:
- Как рассчитать бонус менеджера по продажам
- Советы по подбору персонала
- Хедхантинг айтишника
- Внешний медиатор
- Рейтинг кадровых агентств
- Услуги кадрового агентства
- Мотивация персонала
Нужен руководитель или конкретный специалист?
Мы найдем того, кто увеличит ваши результаты!